Электронная цифровая подпись — ключ к безграничным возможностям

Уже сегодня технологии позволяют не выходя из дома оформлять документы и совершать административные процедуры. Для реализации этих возможностей нужно оформить электронную цифровую подпись. Рассказываем о некоторых цифровых возможностях, которые дает электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Что такое электронная цифровая подпись?

Электронная цифровая подпись это по своей сути является аналогом обычной подписи. В то же время электронная цифровая подпись в значительной степени превосходит обычную подпись по защищенности от подделки. Внешний вид электронной цифровой подписи напоминает USB-флешку. ЭЦП дает возможность доступа к 164 электронным сервисам, в числе которых 50 административных процедур и 114 услуг различных государственных учреждений на едином портале электронных услуг (ЕПЭУ).

ЭЦП придает юридическую силу любым электронным документам и позволяет осуществлять действия во таких информационных системах, как электронный документооборот, регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей, подача налоговых деклараций и отчетов, интернет-банкинг и во многих других.

Сейчас на ЕПЭУ зарегистрировано более 100 тысяч личных кабинетов и в 2020 году уже оказано более 5 миллионов различных электронных услуг.

Кроме того, Министерство внутренних дел через ЕПЭУ предоставляет доступ к автоматизированной системе «Паспорт», содержащей персональные данные всех граждан Республики Беларусь. Доступ к системе необходим для проверки действительности паспорта при заключении договоров, получении кредитов, оформлении ряда документов.

Стоимость пользования ЕПЭУ

Регистрация, авторизация и работа в ЕПЭУ совершенно бесплатны. В то же время, плата взимается за осуществление некоторых административных процедур или электронных услуг. К примеру, заказ пропуска на право въезда (входа), временного пребывания и передвижения в пограничной полосе нужно оплатить госпошлину в размере 0,4 базовой величины (но только после принятия положительного решения). Оплату услуги можно осуществить через интернет-банкинг, систему «Расчет» (ЕРИП), банкоматы, инфокиоски, а так же кассы банков.

Какие возможности сегодня предоставляет ЕПЭУ

Организации могут зарегистрировать магазин или интернет-магазин в Торговом реестре Республики Беларусь без посещения регистрирующего органа. Работает сервис для организаций и предпринимателей, которые обязаны предоставить в органы внутренних дел в течение 3 часов информацию об иностранцах, которым сдают в аренду гостиницы, санатории, агроусадьбы и т.д. Также имеется доступ к АИС «Электронный рецепт» для отоваривания электронных рецептов для коммерческих аптечных сетей.

Так же, не выходя из дома, на портале можно получить справку о регистрации в качестве безработного, поставить ребенка на очередь в садик, зарегистрировать временно прибывшего в Республику Беларусь иностранца, и многое другое.

Как повлияет внедрение ID-карт на работу ЕПЭУ

Появление ID-карт безусловно расширит возможности белорусов при получении ими различных услуг на ЕПЭУ. С помощью ID-карты можно посетить личный кабинет непосредственно на едином портале и получить электронные сервисы. В настоящий момент для этого разрабатывается АПК «Платформа», на которую с 1 января 2021 года переведут 5 административных процедур и 5 электронных услуг – самые популярные сервисы на portal.gov.by.

Среди административных процедур это: принятие решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдача пропусков временного пребывания в пограничной полосе, возврат и за чет сумм авансовых платежей, излишне
уплаченных или взысканных таможней, регистрация иностранцев в Беларуси, а также выдача технических условий на присоединение к сети электросвязи общего пользования.

По электронным услугам – сведения для проверки благонадежной деловой репутации, информация о правах и ограничениях на капитальное строение, сведения о плательщиках, не составляющие налоговую тайну, передача информации о временно пребывающих иностранцах и подтверждение операторами электросвязи сведений об абонентах. Ориентировочно к 2024 году на
АПК «Платформа» будут переведены и другие электронные сервисы, которые есть на ЕПЭУ.

Как зарегистрироваться на ЕПЭУ

Через браузер Internet Explorer нужно перейти на сайт https://portal.gov.by, зарегистрироваться и авторизоваться. Для получения доступа к сервисам перейти в личный кабинет (доступ к сервисам можно получить по электронной почте, уникальному идентификатору или электронной цифровой подписи).

Получить уникальный идентификатор можно обратившись в службу «одно окно» местного исполкома или в Национальный центр электронных услуг. Электронную цифровую подпись могут предоставить в одном из регистрационных центров Государственной системы управления открытыми ключами. Их сеть насчитывает 45 точек оказания услуг в Минске, а также во всех областных и крупных районных центрах.